Очень важна четкость и планомерность в организации взаимодействия социально психологической службы с педагогами и классными руководителями.
Система работы классного руководителя, социально психологической службы в общеобразовательной школе им. С. Сейфуллина п.Бурабай заключается в профилактике. Профилактика — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и устранение факторов риска. Профилактическая работа – это своевременная деятельность, направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Вся профилактическая работа в нашей школе направлена на создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителями, на актуализацию мотивационной сферы обучающихся –как важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. Всем известно, что в школе главным элементом выступает класс, так как в нем организовывается познавательная деятельность, строятся отношения между обучающимися и во главе этого элемента стоит классный руководитель. Именно он влияет на всестороннее развитие обучающихся, выполняет организаторскую работу, а также все воспитательные процессы. Профилактическая работа классного руководителя заключается в том, что он должен при помощи разных методов формировать коллектив и направлять его работу в правильное русло.
В начале учебного года классный руководитель составляет социальный паспорт класса. Затем работа ведется в трех направлениях:
1. Работа с учащимися:
- диагностика (может проводиться как классными руководителями, так и социальными педагогами или педагогами-психологами): например, помощь ребенку в выборе образовательного маршрута в обучении. Диагностические процедуры позволяют выявлять уровень сформированности психических функций и понять причины, по которым ребенок плохо усваивает школьные навыки;
- классные собрания с привлечением специалистов СПС школы (в различной форме: заседание круглого стола, диспут и т.д.);
- профориентация учащихся;
- организация лекториев, видеолекториев по различным темам;
- индивидуальное и групповое консультирование;
Важно помнить о координационной функции между социально-психологической службой школы и подростком.
2. С родителями:
- проведение классных родительских собраний с привлечением специалистов СПС школы: на первом родительском собрании педагог-психолог знакомит родителей с целями работы в классе и получает согласие на диагностическую работу;
- индивидуальные и групповые консультации по различным темам или заявкам родителей, например, «Знаете ли вы своего ребенка?», «Выбор профессии – кто решает?»;
- совместные внеклассные мероприятия по схеме «учитель-подросток-родитель» (КВН, вечер вопросов и ответов, диспуты, семинары).
Опыт показывает, что лишь часть родителей обращается за индивидуальной консультацией к специалистам центров, а к школьному психологу они приходят гораздо чаще. Вот почему педагогу-психологу, социальному педагогу удобно встречаться с родителями на родительских собраниях, где школьные работники информируют их о проведенной работе, выявленных особенностях функционирования класса, специфике общения с детьми.
3. С педколлективом:
- сотрудничество классного руководителя и учителей-предметников направлено на совместный поиск подхода к решению проблем взаимоотношений между учеником и учителем: например, это может быть подготовка и проведение педагогического совета, семинара, заседания круглого стола, где совместно обсуждаются особенности данного коллектива, вырабатываются рекомендации по работе в данном классе. Возможно также обсуждение мероприятий, способствующих укреплению психологического климата в классе.
Классный руководитель, грамотно построивший свое сотрудничество с СПС школы, получает таким образом дополнительные знания и энергию, помогающие ему в трудные моменты. Возможно, такая работа не всегда будет легкой, но она обязательно будет вознаграждена.